Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Сергей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых стакана, в которых было немного воды, положил в каждый по 15 семян гороха, причём в один он насыпал немного земли (рис. 1). Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней Сергей наблюдал следующую картину (рис. 2).
Влияние какого условия на прорастание семян изучал Сергей?
Ответ запишите в виде словосочетания.
Так как в двух стаканах было одно общее условие — вода, но в одном стакане была почва, а в другом нет, значит, он изучал необходимость наличия почвы.
Ответ: наличие почвы.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Правильно даны ответы на три вопроса | 2 |
| Правильно даны ответы на любые два вопроса | 1 |
| Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Покажите стрелками и подпишите на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Верно подписана только одна часть цветка. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Верно подписаны только две части цветка | 1 |
| Верно подписаны три части цветка | 2 |
| Максимальный балл | 2 |


Какая структура развивается из стенки завязи при образовании плода?
Из стенки завязи развивается околоплодник или перикарпий.
Ответ: околоплодник ИЛИ перикарпий
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Верно подписаны три части | 2 |
| Верно подписаны только две части | 1 |
| Верно подписана только одна любая часть. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.
Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, вирусы, растения, животные.
Занесите ответы в поля для ввода.
| А. | Б. |
| В. | Г. |
Для соотнесения объктов с рисунками нужно воспользоваться словами из предложенного списка: бактерии, вирусы, растения, животные.
На рисунке А — вирус (ВИЧ).
На рисунке Б — папоротник, он относится к растениям.
На рисунке В — кузнечик, он относится к животным.
На рисунке Г — бациллы — палочковидные бактерии.
Ответ: А — вирусы; Б — растения; В — животные; Г — бактерии.
Рассмотрите изображение микроскопа. Что обозначено на рисунке буквой А?
Что регулирует эта часть микроскопа при работе с ним?
Зеркало в микроскопе, которое обычно располагается под предметным столиком, служит для подачи луча света под рассматриваемый предмет, т. е. улучшает освещенность предмета, что позволяет как следует увидеть рассматриваемый предмет.
Ответ: освещённость.
Ольга рассмотрела кожицу листа одуванчика под микроскопом и сделала рисунок. Что она изобразила на рисунке под цифрой 1?
На рисунке Ольга изобразила устьичный аппарат и обозначила замыкающие клетки. Замыкающие клетки, в отличие от остальных клеток эпидермиса (кожицы), содержат хлоропласты.
В ответ можно указывать и «устьице», и «замыкающие клетки».
Ответ: устьице ИЛИ замыкающие клетки.
Рисунок был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:
— увеличение окуляра — 10;
— увеличение объектива — 40.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?
Чтобы узнать увеличение микроскопа, необходимо умножить число, указанное на окуляре (10), на число, указанное на используемом объективе (40).
Вычислим: 10 · 40 = 400.
Ответ: 400.
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Строение клетки
Клетка имеет две обязательные части: клеточную мембрану, _______(А) и генетический аппарат. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется _______(Б). Для растительных клеток важнейшее значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — _______(В).
Список слов:
1) хлоропласт
2) цитоплазма
3) жгутик
4) ядро
5) митохондрия
6) вакуоль
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
| А | Б | В |
Клетка имеет две обязательные части: клеточную мембрану, ЦИТОПЛАЗМУ (2 — А) и генетический аппарат. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется ЯДРО (4 — Б). Для растительных клеток важнейшее значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — ХЛОРОПЛАСТЫ (1 — В).
Ответ: 241.
Какое изменение произошло с телом гидры?
      Ответ запишите одним словом в именительном падеже.
Экспериментатор дотронулся до тела гидры, нервные клетки восприняли раздражение, а затем раздражение любого участка поверхности тела гидры привело к возбуждению глубжележащих клеток, в результате чего гидра сжалась.
Ответ: сжатие.
Какое свойство организмов иллюстрирует этот опыт?
Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение с участием нервной системы.
Раздражимость — способность реагировать на изменения (воздействия) окружающей среды.
Ответ: раздражимость ИЛИ рефлекс.
Какие клетки животного обеспечивают данное свойство?
Простейший пример проявления рефлекса у гидры: если её уколоть иглой, то тело гидры сжимается — данный процесс обеспечивают нервные клетки (нейроны).
Ответ: нервные клетки.
Назовите клетку, которая образуется в завязи.
Ко времени опыления в завязи пестика развивается один или несколько семязачатков. Снаружи семязачаток снабжен покровами, а внутри него находится зародышевый мешок. Наиболее важное значение из его клеток имеют яйцеклетка (женская половая клетка) и центральная клетка, образованная путем слияния двух клеток зародышевого мешка.
Ответ: яйцеклетка.
Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу цифры из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов:
1) Покрытосеменные (цветковые)
2) Ромашка аптечная
3) Ромашки
4) Растения
Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.
| Царство | Отдел | Род | Вид |
Царство — 4) Растения;
Отдел — 1) Покрытосеменные (цветковые);
Род — 3) Ромашки;
Вид — 2) Ромашка аптечная.
Ответ: 4132.
Определите максимальную высоту (в метрах) растения на третий год жизни.
На работе можно пользоваться линейкой. Проводим вверх линию от точки 3-го года до пересечения с графиком, затем под прямым углом проводим линию влево и находим на пересечении с осью высоту 2,5 м.
Ответ: 2,5.
Рассмотрите схему, отражающую развитие животного мира Земли.
1) Простейшие;
2) Кишечнополостные;
3) Плоские черви;
4) Кольчатые черви;
5) Моллюски;
6) Ракообразные;
7) Насекомые;
8) Иглокожие;
9) Рыбы;
10) Земноводные;
11) Пресмыкающиеся;
12) Птицы;
13) Млекопитающие.
Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённых на фотографиях животных? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
| Майский жук | Крот | Гребешок |
Майский жук — 7 — тип Членистоногие, класс Насекомые.
Крот — 13 — тип Хордовые, класс Млекопитающие.
Гребешок — 5 — Тип Моллюски, класс Двустворчатые моллюски.
Какое из этих животных (майский жук, крот, гребешок) относят к позвоночным?
К позвоночным относится крот, т. к. он имеет внутренний скелет — позвоночник.
Три из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
1. Объект: вирус.
2. Объяснение, например: это неклеточная форма жизни.
Пояснение.
Бактерии, растения, животные состоят из клеткок, а вирусы — неклеточная форма жизни.
Но эту информацию учащийся должен знать, т. к. на рисунке не отличит бактерию и вирус.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Правильно определён объект, объяснение отсутствует. ИЛИ Объект определён неправильно / не определён, независимо от наличия объяснения. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Правильно определён объект и дано объяснение | 1 |
| Максимальный балл | 1 |
Какую функцию в цветке выполняет завязь?
Правильный ответ должен содержать указание функции, например:
защита семязачатка от высыхания ИЛИ защита от низких температур ИЛИ защита от поедания насекомыми.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Ответ неправильный | 0 |
| Правильно указана функция | 1 |
| Максимальный балл | 1 |
Как можно объяснить наличие периодов в жизни растения, когда его рост в высоту резко замедлялся?
Замедление роста связано со сменой сезонов (осень, зима).
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Ответ неправильный | 0 |
| Дан правильный ответ на вопрос | 1 |
| Максимальный балл | 1 |
Используя рисунки, сформулируйте вывод о влиянии этого условия на прорастание семян.
Правильный ответ должен содержать вывод, например: «Наличие почвы не влияет на прорастание семян» ИЛИ «Прорастание семян не зависит от наличия почвы».
Примечание.
Так как семена проросли в обоих стаканах (и где есть почва, и где её нет), то почва для прорастания семян не нужна. Вещества, необходимые для прорастания, запасены в самом семени.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Ответ неправильный | 0 |
| Сделан правильный вывод | 1 |
| Максимальный балл | 1 |
Какое из условий опыта, проведённого Сергеем, является необходимым для прорастания семян? Обоснуйте свой ответ.
1) ответ на вопрос (условие опыта): «наличие воды», так как семена проросли в обоих стаканах;
2) обоснование, например: «Вода участвует в обмене веществ» ИЛИ «Семенная кожура в присутствии влаги набухает, питательные вещества, растворённые в воде, поступают к зародышу».
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Ответ неправильный | 0 |
| Правильно дан только ответ на вопрос | 1 |
| Правильно дан ответ на вопрос, и приведено обоснование | 2 |
| Максимальный балл | 2 |
Рассмотрите изображения животных: майский жук, крот, гребешок. Подпишите их названия под изображениями.
Под каждым названием подпишите название среды обитания взрослой формы животного: наземно-воздушная, водная, почвенная.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Все комбинации элементов, не соответствующие указаниям по выставлению 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Верно подписаны два-три животных и указаны среды обитания одного-двух из них. ИЛИ Верно подписаны только три животных | 1 |
| Верно подписаны три животных и указаны среды их обитания | 2 |
| Максимальный балл | 2 |
Наверх